Украинское производство боевых бронированных машин постоянно сталкивается с проблемами финансового, технологического или организационного характера, что приводит к весьма неприятным последствиям. Прямо сейчас можно наблюдать пару очередных историй такого рода. Одновременно развиваются сразу две скандальные ситуации – они связаны с производством бронетранспортеров БТР-4 и бронеавтомобилей «Дозор-Б».
Бронетранспортер БТР-4. Фото ГК «Укроборонпром» / ukroboronprom.com.ua
БТР-4 и обвинения
Бронетранспортер БТР-4 в прошлом неоднократно становился главным героем неприятных историй, и сейчас опять оказывается в центре скандала. В последние дни произошел обмен мнениями и обвинениями, в котором участвовали концерн «Укроборонпром», министерство обороны и ряд других организаций. Совместными усилиями они пытаются найти виновников сложившейся ситуации. Впрочем, этот процесс больше похож на перекладывание ответственности друг на друга.
14 августа ГК «Укроборонпром» заявил о проблемах с производством БТР-4 и их последствиях. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова вынуждено перейти на двухдневную рабочую неделю, поскольку Минобороны приняло ряд сомнительных решений.
Концерн указывает, что министерство прекратило финансирование производства БТР-4 по причине невозможности выпуска требуемого количества техники. Темпы производства недостаточны из-за неспособности предприятия «Лозівський ковальсько-механічний завод» поставлять необходимые бронекорпуса. При этом отмечается, что после указаний Минобороны только ЛКМЗ может выпускать корпуса из стали марки «71».
Из-за срыва контракта Минобороны требует от ХКБМ уплатить штраф в 82,3 млн гривен (ок. 220 млн рублей). Кроме того, военные без объяснения причин прекратили финансирование работ по созданию и модернизации боевых бронированных машин. Отсутствие заказов и штрафы могут полностью заблокировать работу ХКБМ.
15 августа военное ведомство опубликовало свой ответ на обвинения «Укроборонпрома», в котором назвало их безосновательными. Министерство напомнило, что с 2014 г. в государственном оборонном заказе предусматриваются средства на закупку машин семейства БТР-4; контракты на эту технику предусматривают предоплату 70-80 проц. При этом выполнение сроков большинства контрактов было сорвано.
Последний такой контракт был подписан в 2017 г., и его пришлось разорвать. За два года ХКБМ получило предусмотренное финансирование, но сдало заказчику только 7 бронемашин. Еще несколько изделий находятся в производстве, но около половины даже не закладывалось. При всем этом ХКБМ не закупило или не получило значительную часть требуемых узлов и агрегатов. В частности, корпуса поставляются в недостаточных количествах из-за того, что ХКБМ несвоевременно платит ЛКМЗ.
Корпус для БТР-4. Фото ГК «Укроборонпром» / ukroboronprom.com.ua
В последние месяцы Минобороны провело несколько заседаний, в ходе которых пыталось найти способы выхода из сложившейся ситуации. Все эти меры не дали результата, и 15 августа министерство отправило соответствующее обращение к высшему руководству Украины.
15 августа ЛКМЗ направил свое письмо президенту Украины. В нем указывалось, что ХКБМ должно заводу ок. 75 млн грн в виде авансовых платежей или оплаты готовой продукции. При этом речь идет только об уже изготовленных корпусах.
ЛКМЗ затронул тему брони. По настоянию «Укроборонпрома» при строительстве БТР-4 теперь используется финская сталь MiiluxProtection 500. Завод утверждает, что такое сырье предназначено для производства сейфов и инкассаторских машин, причем закупалось через фирму-посредника в Польше. Бронетехника из такого материала не соответствует предъявляемым требованиям, но позволяет строить коррупционные схемы. Так, корпус из финской стали оказывается примерно на 1 млн грн дороже изготовленного из собственного сырья.
Ответный ход
16 августа ГК «Укроборонпром» ответил министерству и опубликовал любопытную информацию о производстве бронекорпусов. Концерн обвинил Лозовской кузнечно-механический завод в обмане. ЛКМЗ утверждает, что использование в строительстве бронекорпусов стали финского производства приводит к увеличению стоимости изделия на 1 млн грн. Однако ХКБМ за такой же корпус требует на 400 тыс. меньше, чем ЛКМЗ. Серийное производство позволит сэкономить миллионы. Все это называют признаком нечестной конкуренции.
Также «Укроборонпром» напомнил о невозможности сборки корпусов. 85-е военное представительство Минобороны временно заблокировало использование импортной брони, используемой на БТР-4. При этом даже наличие такой стали не решает всех проблем. В ноябре прошлого года 85-е представительство сообщило ХКБМ, что Лозовской завод способен выпускать всего 1,45 бронекорпуса в месяц.
Подобные вещи могут свидетельствовать о наличии сговора 85-го представительства и ЛКМЗ, направленного на освоение бюджетных средств. Кроме того, «Укроборонпром» указал, что финская сталь MiiluxProtection 500 активно используется при строительстве зарубежной бронетехники и соответствует стандартам. Также указали на способность ЛКМЗ производить необходимое количество качественных корпусов.
Суета вокруг БТР-4
Таким образом, производство бронетранспортеров БТР-4 – и без того не самое простое и успешное – столкнулось с новыми проблемами организационного и финансового характера. Участники производства и заказчик обмениваются различными обвинениями и пытаются найти виновного в срыве программы производства, а также выявить коррупционные схемы, приводящие к излишним тратам.
Броневик «Дозор-Б». Фото Wikimedia Commons
Незадолго до нынешнего обмена заявлениями строительство БТР-4 фактически остановилось. Выпуск техники осуществлялся в рамках контракта 2017 г., предусматривавшего поставку 45 бронемашин. Из них заказчик за два года получил только семь. Некоторое количество техники остается недостроенным, а сборка другого невозможна из-за отсутствия агрегатов, в т.ч. бронекорпусов.
Что будет дальше – неясно. Для возобновления сборки бронетранспортеров требуется обеспечить финансирование, решить организационные проблемы и помирить подрядчиков. Все это может быть крайне сложной задачей, особенно в текущих условиях. По всей видимости, в ближайшее время история с БТР-4 получит продолжение, и вряд ли это будет счастливый финал. Вне зависимости от дальнейшего развития ситуации, производство БТР-4 временно остановлено.
Замена для «Дозора»
Почти одновременно с событиями вокруг БТР-4 развивается не менее интересная ситуация с производством бронеавтомобилей «Дозор-Б». В начале августа «Радио Свобода» сообщило, что в государственном оборонном заказе на 2018 и 2019 г. отсутствуют планы по закупке таких броневиков. В то же время, армия получает машины Oncilla польского производства.
Эта ситуация выглядит крайне интересно, поскольку польский броневик Oncilla является доработанной версией «Дозора-Б», созданной при участии украинских предприятий. Базовый броневик был создан в середине прошлого десятилетия, и затем несколько лет ушло на организацию серийного производства. Лишь в 2016 г. армия получила десяток броневиков, после чего их строительство остановилось.
В 2013 г. ХКБМ и польская компания Mista создали доработанный вариант машины «Дозор-Б» под названием Oncilla. Вскоре Польша запустила его серийное производство своими силами. Едва ли не первым заказчиком польских броневиков стала украинская армия. Сообщается, что первые машины Oncilla уже переданы в эксплуатацию, и за ними могут последовать новые.
Польский вариант «Дозора-Б» имеет некоторые отличия от базовой машины. На нем используется более мощный 210-сильный двигатель, корпус доработан, а внутренние отсеки отличаются улучшенной эргономикой. Предлагается другое боевое оснащение. Также Oncilla отличается более высоким качеством сборки.
Броневик Oncilla. Фото Mil.in.ua
Вероятно, на выбор армии повлияли технические особенности броневиков. Однако нельзя исключать и другие факторы, в т.ч. экономические и коррупционные. Впрочем, вне зависимости от реальных предпосылок, нынешняя ситуация выглядит странно. Броневик «Дозор-Б» впервые показали 15 лет назад, а затем долго и безуспешно ставили в серию. В последние годы постоянно говорили о скором массовом выпуске такой техники, но собрали лишь десяток отечественных броневиков, после чего перешли на закупку их импортной версии.
Кто виноват и что делать
Всего за несколько недель стали известны новые неприятные подробности строительства украинской бронетехники. Выпуск одного образца оказался невозможным, а другой решили заменить импортной техникой. Подобная ситуация с БТР-4 и «Дозором-Б» вызывает закономерные вопросы, и ответы на них очевидны.
Главная причина – отсутствие четких и ясных планов по развитию бронетанковых вооружений и техники с учетом финансовых и организационных возможностей министерства обороны, а также технологического потенциала промышленности. Регулярно звучат громкие заявления о тех или иных намерениях по выпуску техники, но необходимые для их реализации шаги не делаются.
Данные о закупках комплектующих у третьих стран, в том числе через различных посредников, могут говорить о наличии сговоров коррупционного характера. Завышение цен в сочетании с ограниченными финансовыми возможностями Минобороны известным образом бьет по выпуску техники, по перевооружению армии и по состоянию оборонных предприятий.
В итоге Украина сталкивается с характерными проблемами. Она временно не может выпускать требуемые бронетранспортеры, а в производстве броневиков приходится полагаться на зарубежных поставщиков. По всей видимости, сложившаяся ситуация получит развитие, но оптимистичный сценарий не выглядит самым вероятным.