Франция славится своей школой создания колесной бронетехники. Перед началом Второй мировой войны в стране были созданы удачные образцы колесных пушечных бронеавтомобилей, после завершения конфликта работы в этом направлении продолжились и привели к созданию уникальных боевых машин, отличающихся хорошими тактико-техническими характеристиками. При этом во Франции разрабатывались не только тяжелые колесные бронеавтомобили с пушечным вооружением, но и легкие модели, примером которых являются находящиеся на вооружении бронеавтомобили Panhard VBL. В ближайшем будущем на смену им придет новая инновационная бронетехника с гибридной силовой установкой – бронеавтомобиль Arquus Scarabee.
Бронеавтомобиль Arquus Scarabee
Производителем нового бронеавтомобиля для французской армии является компания Arquus. Это новый бренд предприятия с многолетней историей Renault Trucks Defense. Смена названия компании произошла только в 2018 году. Именно под этим брендом сегодня выпускается французская военная продукция брендов Acmat и Panhard. Новый бренд Arquus образовался путем объединения двух латинских слов: arma (оружие) и equus (лошадь), таким образом, Arquus символизирует «боевого коня». Учитывая, что компания занимается разработкой военных колесных автомобилей и колесной бронетехники, название достаточно актуальное. При этом Arquus остается одним из главных партнеров французских вооруженных сил с более чем 100-летней историей и опытом создания колесной военной техники.
«Скарабей» и его перспективы на рынке
Новый бронеавтомобиль компании Arquus, который предлагается французским военным, а также на экспорт, получил собственное имя Scarabee. При этом разработанный французскими конструкторами бронеавтомобиль военные покупать не спешат. Предполагается, что во французской армии новинка сможет заменить легкие бронеавтомобили семейства Panhard VBL не ранее 2025 года. Об этом уже было объявлено официально, однако за шесть предстоящих лет многое может измениться. Стоит отметить, что бронеавтомобили Panhard VBL с колесной формулой 4×4 были разработаны французской компанией Panhard General Defence в середине 1980-х годов. Машина получилось достаточно удачной, всего было выпущено более 2300 единиц, из которых примерно 1500 находились на вооружении французской армии, остальные ушли на экспорт.
Известно, что клиент, настроенный получить новые бронеавтомобили компании Arquus, пока что один. В то же время компания работает над тем, чтобы найти для своей новинки и иностранных заказчиков. Существует вероятность, что еще до начала поставок французским вооруженным силам гибридный броневик отправится в какую-нибудь другую страну. Впервые на публике новый французский бронеавтомобиль продемонстрировали в июне 2018 года. Дебют состоялся на международной оборонной выставке Eurosatory 2018. На выставке компания Arquus впервые представила данные о новой разработке, презентовав легкий колесный бронеавтомобиль Arquus Scarabee с колесной формулой 4×4. Тогда же стало известно, что новая бронемашина уже вышла на стадию заводских испытаний, а также построен опытный образец.
Бронеавтомобиль Panhard VBL
Так как дебют новой боевой машины состоялся только в прошлом году, серьезно рассуждать о экспортном потенциале новинки сложно. Но учитывая ряд инновационных решений, реализованных в бронеавтомобиле конструкторами, сравнительно невысокую стоимость подобной бронетехники и богатый французский опыт в создании бронеавтомобилей, можно предположить, что своего покупателя машина найдет и за пределами Франции. Особенно, принимая во внимание историю французской колесной техники, которая успешно экспортировалась в другие страны. Бронемашина может найти себе покупателей на рынке Восточной Европы, в Северной Африке, на Ближнем Востоке и других регионах мира. Ожидается, что бронеавтомобиль будет интересен в первую очередь развивающимся странам.
Технические особенности бронеавтомобиля Arquus Scarabee
Особенностью новинки являются уникальные технические новшества, к которым относят гибридную силовую установку, а также управляемость всеми четырьмя колесами. По заверениям разработчиков новый легкий бронеавтомобиль сможет передвигаться и боком, что существенно расширяет возможности его боевого применения и повышает живучесть на поле боя. По словам создателей, новый Arquus Scarabee рассчитан на преодоление даже сильного бездорожья и в состоянии перевозить тяжелые грузы, решая многие задачи военных.
Но первой и самой важной особенностью автомобиля является гибридная силовая установка, которая включает в себя мощный 300-сильный дизельный двигатель и электромотор мощностью до 150 л.с. Такая установка не просто повышает экологичность машины, но и увеличивает дистанцию пробега, а при необходимости может подойти и под решение специфических военных задач. К примеру, при необходимости водитель может переключиться на электромотор, что сделает автомобиль практически бесшумным. Этот режим работы отлично подойдет для проведения разведывательных миссий. В таком режиме о приближении к вам бронемашины Arquus Scarabee вы узнайте только по шуму резины, контактирующей с дорожным покрытием.
Бронеавтомобиль Arquus Scarabee
Важной особенностью бронеавтомобиля является то, что силовая установка переехала в корму машины. А на традиционном месте спереди под капотом расположился вместительный багажный отсек. Использование композитной брони и корпуса типа монокок позволило разработчикам бронеавтомобиля уложиться в 6,6 тонны, по другим данным боевая масса бронеавтомобиля не превышает 8 тонн. Известно также, что грузоподъемность новинки оценивается примерно в 1800 кг. При этом класс бронирования и обеспечиваемая экипажу защищенность пока неизвестны.
К особенностям корпуса Arquus Scarabee относят также расположение места водителя строго по центру боевой машины. В распоряжении водителя трехсекционное лобовое остекление, которое расположено «полукругом». Еще одной особенностью новинки являются сдвижные, а не распашные двери, как на подавляющем большинстве современных автомобилей. Разработчики утверждают, что такое решение позволило повысить эргономику и упрощает процесс посадки/высадки экипажа из машины. Правда, специалисты отмечают, что подобная конструкция может иметь и свои минусы. При деформации направляющих при ударе, взрыве или попадании какого-либо мусора, дверь может заклинить. Как и предшественник Panhard VBL, «Скарабей» предназначен для перевозки четырех человек, включая водителя. Места для трех бойцов находятся за сиденьем водителя. Известно, что автомобиль получил современную цифровую приборную панель и камеры кругового обзора, что позволяет водителю всегда знать, что происходит вокруг машины.
Бронеавтомобиль является классическим внедорожником с колесной формулой 4×4. Автомобиль получил достаточно большие 20-дюймовые шины 365/80 R 20 с развитым рисунком протектора, которые облегчают передвижение автомобиля по бездорожью. Помимо этого уникальным решением является подруливающая задняя подвеска. Водитель может управлять не только передними колесами, но и задними. Это позволяет при необходимости двигаться даже вбок, а также любым способом, которым сочтет нужным водитель. Данное решение влияет как на маневренность и выживаемость машины в бою, так и на проходимость, позволяя преодолевать даже серьезное бездорожье.
Вариант Arquus Scarabee с боевым модулем
Французский «Жук» может получить вооружение
Очевидно, что новый легкий колесный бронеавтомобиль сможет выполнять не только транспортные функции, перевозя солдат и грузы с места на место. Машина может использоваться для разведки и патрулирования местности, сопровождения колонн. Именно по этой причине, бронеавтомобиль Arquus Scarabee можно будет оснастить и различным вооружением. Один из вариантов вооружения бронемашины уже демонстрировался на выставках.
Так предусмотрено расположение на крыше бронеавтомобиля легкого дистанционно управляемого боевого модуля Hornet 30, оснащенного скорострельной 30-мм автоматической пушкой. Наличие 30-мм автоматической пушки приравнивает огневые возможности небольшой колесной бронемашины к некоторым БМП, к примеру, наиболее массовой в российской армии БМП-2. Очевидно, что при необходимости будут представлены и другие варианты вооружения машины, в том числе обычными и крупнокалиберными пулеметами, автоматическими гранатометами или современными ПТРК по желанию заказчика.