Турецкие сухопутные войска приступили к реализации амбициозных проектов по модернизации. Несмотря на то что местная оборонная промышленность в настоящее время занята выполнением масштабных программ поставок вооружений и военной техники, некоторые турецкие компании начинают агрессивное продвижение своей продукции на экспорт.
Танк Altay в конфигурации Т1 будет похож на опытные образцы, но при этом также будет оснащен дополнительной броней по бортам и системой активной защиты производства компании Aselsan
Турецкая оборонная промышленность в последние два десятилетия бурно развивалась и росла, что было связано главным образом с необходимостью переоснащения крупных вооруженных сип и сил безопасности страны. Длительный рост национальной экономики и честолюбивое геостратегическое стремление президента Реджепа Эрдогана значительно усилить влияние Турции на Балканах и Ближнем Востоке послужили отправной точкой по переоснащению вооруженных сил страны.
В свое время Эрдоган выступил с всеобъемлющей инициативой по поддержке местной оборонной промышленности, стремясь уменьшить зависимость турецких вооруженных сил и сил правопорядка от зарубежных поставок современных систем вооружения. Особенно это справедливо для сухопутных войск, куда в настоящее время турецкими производителями поставляется полный набор вооружений, от штурмовых винтовок до танков.
Штурмовая винтовка МРТ-76
Обновление винтовок
Винтовка Heckler & Koch (H&K) G3A3 под патрон 7,62×51 мм, производимая под обозначением G3A7 по лицензии государственной компанией МКЕК, на протяжении нескольких десятилетий была стандартной винтовкой турецких военных.
Первая попытка по ее замене была предпринята МКЕК в 2008 году, когда компания представила вариант винтовки H&K HK416 под патрон 5,56×45 мм, получивший название Mehmetcik-1. Результаты начальных испытаний новой винтовки военных, однако, не удовлетворили. Как следствие армия настояла на использовании более мощного калибра 7,62×51 мм, отличающегося существенно большей останавливающей силой и большей дальностью.
Эти характеристики имеют первостепенное значение при ведении боя в горной местности, поскольку турецкие войска до сих пор участвуют в операциях против военизированных формирований Курдской рабочей партии. Кроме того, возникли проблемы с предоставлением компанией Н&К лицензий на производство, и в связи с этим МКЕК была вынуждена в 2011 году отложить этот проект.
Но вскоре МКЕК начала разработку своей собственной модульной штурмовой винтовки, получившей обозначение МРТ-76 (National Assault Rifle), при финансировании Управления оборонной промышленности (SSM), которое в 2017 году было переименовано в Defence Industry Executive of the Presidency (SSB). Инвестиции в проект составили порядка 20 миллионов долларов. Новая винтовка под патрон 7,62×51 мм базируется на хорошо известной платформе AR-15, она отличается газо-поршневым механизмом с коротким ходом, заимствованным у модели H&K HK417.
От базового варианта имеется несколько отличий, поскольку поршневая система была разработана без пружины и кольца, тогда как скользящий затвор поворотного действия имеет один выбрасыватель по сравнению с двумя у винтовки НК417. Винтовка весит 4,2 кг, имеет длину ствола 406 мм, а подача патронов осуществляется из магазина на 20 патронов. На верхнюю крышку ствольной коробки устанавливается планка Пикатинни полной длины, требования турецких военных также включают съемную ручку для переноски и складывающиеся передние и задние прицельные приспособления.
В 2013 году первые 200 серийных винтовок МРТ-76 были поставлены для войсковых испытании в турецкую армию, где показали себя очень хорошо. По данным компании МКЕК, испытания были завершены в 2014 году и показали, что эффективность этого оружия не уступает эффективности модели G3A7, оно так же надежно, как автомат АК-47, и также практично, как винтовка М-16.
Первый крупный заказ на производство 35000 штук был выдан в 2015 году. Оригинальным графиком предусматривалось, что поставки начнутся к концу того же года. В действительности с поставками произошли задержки, и первоначальная партия из 500 винтовок была передана военным только в январе 2017 года.
В декабре 2018 года в МКЕК сообщили, что по меньшей мере 25000 винтовок МРТ-76 было изготовлено для турецких военных и сил безопасности. Небольшая партия также была поставлена турецкой республике Северного Кипра (не признана мировым сообществом). Компания МКЕК планирует изготовить 35000 винтовок в 2019 году, а общая же потребность турецких военных оценивается от 500000 до 600000 штук. Для того чтобы удовлетворить эти потребности и поставить новые штурмовые винтовки в приемлемые сроки, МКЕК должна удвоить свои производственные возможности.
В 2017 году компания МКЕК представила вариант своей винтовки МРТ-76 под патрон 5,56×45 мм. Оружие, получившее обозначение МРТ-55, предназначено для турецких сил специальных операций, а также предлагается заказчикам из других стран.
Турецкий ПТРК средней дальности OMTAS
Поражение целей
Арсенал ПТУР сухопутных войск Турции состоит из множества различных комплексов: французско-канадский Егух, производимый по лицензии компанией МКЕК; российский 9М113 Конкурс и 9М133 Корнет-Э; и американский BGM-71 TOW. В начале 2000-х Управление оборонной промышленности выдало местной компании Roketsan контракт на разработку тяжелой переносной системы нового поколения на замену комплексам BGM-71 и Корнет.
Ракета OMTAS, также известная под названием Mizrak-O, базируется на ПТУР Roketsan UMTAS и была изначально разработана для комплекса вооружения ударного вертолета Т129 АТАК компании Turkish Aerospace Industries. В нем использованы те же боевая часть и система наведения в комбинации с новой аэродинамической компоновкой и новым ракетным двигателем.
Ракета, предназначенная для поражения неподвижных и движущихся бронированных целей в любое время суток и в любую погоду, запускается с треноги. Также предлагается вариант для бронемашин, устанавливаемый в пусковые контейнеры.
Дальность пуска ракеты OMTAS составляет от 200 до 4000 метров. Система наведения имеет несколько режимов: захват цели до пуска, захват после пуска, самонаведение и коррекция траектории после пуска. В ракете установлена неохлаждаемая инфракрасная головка самонаведения в комбинации с двухсторонним каналом передачи данных; запрограммированы два режима атаки — прямой и сверху.
Ракета снаряжена тандемной осколочно-фугасной боевой частью, которая способна пробивать блоки динамической защиты, устанавливаемые на современные ОБТ. Ракета OMTAS имеет диаметр 16 см, длину 180 см и массу 36 кг. Представитель компании Roketsan сообщил, что первые серийные ракеты были поставлены турецкой армии в середине 2018 года и программа выполняется в соответствии с графиком. Впрочем, не было названо количество ракет, заказанных Турцией. В компании Roketsan оптимистичны по поводу высоких характеристик и видят в комплексе OMTAS хороший экспортный потенциал.
Прогноз закупок бронетехники на 2019—2029 годы
Если план по изготовлению 1000 танков Altay будет полностью реализован, то Турция в следующем десятилетии станет одним из самых крупных покупателей танков. Это сделает производителя, компанию ВМС, крупным игроком на мировом рынке танков, который, как ожидается, увеличится с 4,5 миллиарда в 2019 году до 8,9 миллиардов в 2029 году при среднегодовом темпе роста 7%.
Вероятно, что также повысится одновременно спрос на бронированные инженерные машины для поддержки радикально увеличившегося парка ОБТ. Это очень важно для компании ВМС, поскольку она также поставляет армии страны бронемашины Kirpi класса MRAP, хотя этот сектор переживает не лучшие времена.
По некоторым оценкам, общие потребности в специализированных минозащищенных машинах сократятся в предстоящие годы, поскольку ключевые технологии интегрируются в машины других классов.
Кроме того, в США и Великобритании доступны тысячи подержанных машин, оставшиеся от войн в Афганистане и Ираке. Связано это с тем, что военные стремятся изменить баланс сил и средств и перейти от асимметричного конфликта к противостоянию с почти равными соперниками.
Модификация башни UMTK с двумя ракетами на гусеничном шасси Kaplan
Закупка платформ
Помимо переносных противотанковых ракетных комплексов сухопутные войска Турции заказали мобильные противотанковые комплексы, вооруженные ПТУР, для поддержки мотопехотных и танковых подразделений.
В июне 2016 года Управление SSM выдало компании FNSS Defence Systems контракт на разработку вооруженных ПТУР машин, получивших обозначение STA. Компания предложила для этой платформы легкую дистанционно управляемую башню UKTK.
Башня UKTK оборудована стабилизированным прицельным комплексом и пусковыми установками для двух или четырех ПТУР, а также спаренным пулеметом калибра 7,62×51 мм с боекомплектом 500 патронов. Пусковые установки могут принять ракеты OMTAS или Корнет-Э.
В октябре 2016 года в рамках программы STA Управление SSM выдало компании FNSS заказ на производство 260 машин. Оснащенные башенкой UKTK, 184 машины Kaplan STA будут гусеничными, а оставшиеся 76 машин Pars STA 4×4 — колесными. Как ожидается, поставки этих машин в турецкую армию начнутся в 2021 году.
Мобильная установка Kaplan STA с пятью членами экипажа, предлагаемая на экспорт под обозначением Kaplan 10, базируется на легкой гусеничной платформе нового поколения Kaplan. Первый прототип был завешен в прошлом году, и в настоящее время он проходит испытания. Ожидается, что решение по серийному производству будет принято к концу 2019 года. Опытный образец Pars STA был построен весной 2018 года и впервые был показан широкой публике на парижской выставке Eurosatory в июне этого же года.
Ожидается, что для турецкой программы STA будет взят комплекс с ПТУР OMTAS, но представитель Roketsan отказался подтвердить эту информацию.
FNSS несколько лет также работала над платформами Kaplan и Pars, но до сих пор турецкие военные выдали относительно небольшие заказы, ограниченные только программой STA.
Pars предлагается как семейство модульных плавающих бронированных машин в конфигурации 4×4, 6×6 и 8×8, которые подходят для ряда боевых задач. Платформа пользуется спросом и в других странах. Оман является одним из самых крупных покупателей, приобретя 172 машины в вариантах 6×6 и 8×8. Еще одна модификация платформы Pars, DefTech AV8, производится в Малайзии. Гусеничная бронемашина следующего поколения Kaplan также была заказана в нескольких вариантах, включая средний танк Kaplan MT.
Турецкие М60 будут доведены до стандарта Firat
Модернизация ОБТ
С августа 2016 по март 2017 года турецкие военные проводили в северной Сирии операцию «Щит Евфрата». Она была признана успешной с оборонной и политической точек зрения, но при этом продемонстрировала определенные серьезные недостатки, имеющиеся у стоящих на вооружении страны танков.
Столкнувшись с хорошо мотивированным противником с большим боевым опытом, ОБТ, используемые в крупных операциях, включая М60А3, М60Т и Leopard 2А4, оказались относительно легкими целями для бойцов ИГ (запрещена в РФ), имеющих на вооружении различные комплексы ПТУР, от антикварных «Малютка» до современных «Корнет-Э». Турецкая армия за время проведения этой операции потеряла от 14 до 17 танков.
В январе 2017 года Управление SSM объявило о том, что займется срочной модернизацией танков трех моделей. Впрочем, в рамках единственной программы, начатой на сегодняшний день, модернизируются танки М60Т. Контрактом стоимостью 135 миллионов долларов, подписанным в мае 2017 года между SSM и турецким специалистом по электронике — компанией Aselsan, предусматривается модернизация 120 ОБТ. В июле 2018 года это количество было увеличено до 146 машин, а стоимость сделки на данный момент составляет 244 миллиона долларов.
Конфигурация М60Т представляет собой модернизацию танка М60АЗ. В 2007—2009 годы по программе стоимостью 688 миллионов долларов компания Israel Military Systems модернизировала 170 машин. В пакет модернизации вошли: новая 120-мм пушка MG253, улучшенная защита, дизельный двигатель MTU мощностью 1000 л.с. и система управления огнем производства израильской Elbit Systems.
Новой модернизацией танков М60Т займется компания Aselsan. Продвинутый вариант, получивший имя Firat, оснащен установленным на башне боевым модулем SARP, который может принять пулемет калибра 7,62×51 мм или 12,7×99 мм. Комплект для платформы Firat также включает установку системы предупреждения о лазерном облучении TLUS для обнаружения, классификации, идентификации луча и выдаче предупреждения о подсветке лазером; систему наблюдения Yamgoz 3600 (в нее входит четыре сенсорных блока, в каждом по три камеры для круглосуточного наблюдения); систему заднего вида ADIS для водителя; вспомогательную силовую установку и новый блок системы кондиционирования.
Первые машины, обновленные по стандарту Firat, были поставлены в начале 2018 года и приняли в сентябре участие в операции в Сирии.
Контракт впоследствии был изменен, в него включили все танки М60Т турецкой армии — на данный момент порядка 160 штук. При этом пакет модернизации был расширен за счет системы активной защиты PULAT. В результате стоимость соглашения увеличилась до $230 миллионов.
Система PULAT, разработанная совместно компанией Aselsan и украинским Центром критических технологий «Microtech», базируется на его системе «Заслон», ведущей свое начало от комплекса «Барьер» советской эпохи. PULAT состоит из нескольких автономных модулей, каждый из которых включает небольшой радар для обнаружения приближающейся ПТУР или РПГ. Угроза нейтрализуется на дистанции 2 метра от машины за счет использования метода непосредственного поражения. Танк М60Т Firat для обеспечения круговой защиты должен иметь шесть таких модулей.
Компания Aselsan подготовила также предложение по модернизации имеющихся танков М60АЗ системой динамической защиты плюсом ко всем нововведениям из пакета Firat, но контракт на серийное производство до сих пор не подписан.
Противотанковый комплекс Pars STA базируется на шасси Pars 4×4, первый прототип был выпущен в первой половине 2018 года
Проблемы с танками
ОБТ нового поколения Altay разработан в рамках программы MiTUP (проект по производству национального танка), который был начат в 90-е годы. Этот вялотекущий проект никак не мог начаться до 2007 года, пока Управление SSM не выдало контракт стоимостью 500 миллионов долларов Otokar, крупнейшей турецкой частной оборонной компании, на разработку, создание опытного образца и испытания новой модели.
В свою очередь, компания Otokar подписала сделку с южно-корейской компанией Hyundai Rotem, которой предусматривалось оказание технической помощи, включая передачу технологий, использованных в танке К-2 Black Panther. Компания Hyundai Rotem также продала лицензию на производство турецким предприятием МКЕК гладкоствольной пушки 120-мм L/55. Стоимость работ Hyundai Rotem в рамках турецкой программы достигла $500 миллионов, тогда как общая стоимость разработки и испытаний составила 1 миллиард долларов.
На опытные образцы Altay были установлены двигатели V-12 MT883 Ka-501CR мощностью 1500 л.с., поставленные немецкой MTU. Всего компанией MTU было поставлено 12 силовых блоков EuroPowerpack, состоящих из двигателя и гидромеханической трансмиссии, на сумму $13,6 миллионов.
Новая модель оборудована системами, поставленными турецкими предприятиями, например, это СУО и системы наблюдения от Aselsan и комплект дополнительного бронирования разработки Roketsan. Первый опытный образец был показан в октябре 2012 года с некомплектной башней, а позднее начальные испытания были проведены с макетом башни.
В танке Altay размещается 4 члена экипажа, боевая масса составляет 65 тонн, он имеет длину 7,3 м (10,3 м с пушкой), ширину 3,9 м и высоту 2,6 м. 120-мм пушка заряжается вручную, с ней спарен 7,62-мм пулемет, тогда как дистанционно управляемый 12,7-мм пулемет установлен на крыше башни.
У оператора-наводчика установлен стабилизированный прицел с дневной и ночной ветвями, соединенный с лазерным дальномером. У командира стоит панорамный прицел с двумя каналами и лазерным дальномером. Танк Altay, оборудованный гидропневматической подвеской, развивает на шоссе скорость 70 км/ч и на пересеченной местности 45 км/ч. Запас хода машины составляет 450-500 км.
Программа столкнулась с первыми серьезными проблемами в 2016 году, когда Управление SSM начало переговоры с Otokar по контракту на производство. После нескольких раундов переговоров SSM решило в июне 2017 года уйти от соглашения с Otokar и вместо этого открыть конкурс на серийное производство танка Altay. Месяц спустя три турецкие компании — Otokar, ВМС и FNSS — были приглашены для подачи заявок на тендер.
Затем программа столкнулась с еще одними проблемами, на этот раз связанными с силовым блоком. Изначально имелась договоренность с немецкой компанией MTU на поставку двигателей, но она была аннулирована в связи с политическим трениями между Германией и Турцией. Евросоюз раскритиковал страну за военное вторжение в Сирию и притеснение гражданских прав и свобод в Турции. Как следствие, во второй половине 2017 года SSM начало искать нового поставщика. Было приглашено пять местных компаний — ВМС, Figes, Istanbul Denizcilik, Tusas Engine Industries и Tumosan, — которые могли подать заявки на конкурс по проектированию, разработке и испытаниям двигателя.
Винтовка МРТ-76 во время полевых испытаний в турецкой армии
Решение проблем
В феврале 2018 года турецко-катарский производитель машин — компания ВМС — выиграл конкурс SSB на разработку силового блока с двигателем мощностью 1500 л.с., соединенным с гидромеханической трансмиссией. Серийное производство Altay было передано этой же компании уже в апреле, а сам контракт был подписан 9 ноября.
Контрактом на производство предусматривается изготовление первой партии из 250 танков Altay, а вся программа, в конечном счете, может составить 1000 ОБТ, все из которых поступят в распоряжение турецких сухопутных войск.
Сделкой предусматривается выпуск двух вариантов. Первые 40 машин будут выпущены в варианте Т1, который близок по конфигурации с прототипами, но будет иметь систему активной защиты Aselsan AKKOR и улучшенную защиту бортов. Первый танк Altay T1 намечено поставить в течение 18 месяцев после его согласования (май 2020 года), оставшиеся же экземпляры ожидаются в течение 30 месяцев.
Второй вариант под обозначением Т2 будет иметь улучшенную защиту и усовершенствованную систему ситуационной осведомленности. Также он сможет запускать ПТУР из ствола орудия. Первый танк в конфигурации Т2 намечено поставить в течение 49 месяцев после подписания контракта (декабрь 2023 года), но пока нет информации по предельному сроку поставки финальных 210 танков.
Сделкой по платформе Altay предусматривается также разработка модели в конфигурации Т3, которая будет иметь необитаемую башню, автомат заряжания и некоторые другие новые элементы.
Контракт на серийное производство с компанией ВМС также включает обслуживание в течение всего жизненного цикла, но стоимость при этом не раскрывается. Несмотря на наличие контракта на производство, неопределенность вокруг силового блока для Altay пока сохраняется, так как Германия пообещала заморозить экспорт вооружений в Турцию. Как ожидается, двигатель разработки ВМС будет доступен к началу 2020 года, но его серийное производство является делом не столь уже ближайшего будущего.