«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси

В прошлом на вооружении Армии обороны Израиля состояло значительное количество танков «Шот» – британских Centurion. К началу восьмидесятых годов боевые качества такой техники перестали в полной мере отвечать требованиям. В связи с этим было принято решение о перестройке танков в технику иного назначения. Первым результатом этого проекта был тяжелый бронетранспортер «Нагмашот». Затем на его базе создали целый ряд образцов различного назначения.

«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси
БТР «Нагмашот» в базовой конфигурации. Фото Military-today.com

«Нагмашот» и другие БТР

Первый тяжелый бронетранспортер на базе израильского «Центуриона» появился в 1982 г. БТР («нагмаш») на основе «Шота» получил название «Нагмашот». Впоследствии по той же схеме образовывались названия и для других образцов техники.

Проект «Нагмашот» предусматривал удаление башни и освобождение центральной части корпуса танка. Корпус оснащали новой броневой надстройкой со смотровыми приборами, креплениями под вооружение и т.д. Внутри бывшего танка организовывалось десантное отделение с восемью местами. За счет собственного бронирования и навесных элементов обеспечивалась защита от стрелкового оружия и некоторых противотанковых систем. Собственное вооружение могло включать несколько пулеметов на открытых установках.

БТР «Нагмашот» использовались в нескольких операциях и в целом подтвердили правильность базовой концепции. Однако была показана необходимость доработок. В конце восьмидесятых появился БТР «Нагмахон», отличавшийся составом защиты. Безопасность экипажа и десанта повысили за счет более новой динамической защиты и дополнительного бронирования днища.

«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси
«Нахмагон-Касман» с характерной надстройкой. На надстройке видны стержни-опоры для решетчатых экранов. Фото Wikimedia Commons

«Нагмахон» стал основой для двух модификаций. БТР «Нагмахон-Касман» оснащался новой рубкой. Ее выполнили в виде высокой надстройки с остеклением и четырьмя пулеметными установками по периметру. Рубка не имела открытых участков, что позволяло использовать БТР в условиях города.

В начале девяностых появилась бронемашина «Накпадон» аналогичного назначения. При сохранении шасси и основных особенностей компоновки, она отличалась иным составом защиты. Для нее разработали новый вариант закрытой рубки. Лобовую и бортовую проекцию прикрыли новой многослойной динамической защитой. Задняя часть бортовых экранов с ДЗ была поднята и обеспечивала защиту десанта. Утверждалось, что «Накпадон» может выдержать обстрел из РПГ-7.

По разным данным, в начале восьмидесятых годов было построено до 200 БТР «Нагмашот». Впоследствии часть этой техники была перестроена по новым образцам или прошла модернизацию. Последующие модели БТР перестраивались из имеющихся танков или изготавливались путем переделки более старых бронемашин пехоты. Этот факт и общая атмосфера секретности в АОИ не позволяет с высокой точностью оценить количество выпущенных и эксплуатировавшихся тяжелых БТР.

«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси
БТР «Накпадон» с характерной защитой бортовой проекции. Фото Wikimedia Commons

По мере эксплуатации промышленность выполняла модернизацию техники теми или иными способами. Изменялся состав оборудования и вооружения. Также появлялись дополнительные средства защиты. Так, в проекте «Нагмахон» были внедрены средства радиоэлектронной борьбы для подавления каналов управления взрывными устройствами. Тогда же начали применять систему мгновенной постановки дымовой завесы С1-3030.

«Нагмашот» и другие образцы на базе танка «Шот» участвовали во всех основных операциях и конфликтах, начиная с 1982-83 гг. В целом такая техника хорошо показывала себя и справлялась с поставленными задачами. Тяжелые бронетранспортеры показали все свои преимущества перед техникой аналогичного назначения, имеющей менее мощную защиту.

Инженерная техника

В начале девяностых на платформе «Нагмашот» разработали перспективную многоцелевую инженерную машину «Пума» – название было образовано путем сокращения израильского термина ИМР. В ходе разработки проекта была изменена ходовая часть базового танка; ее усовершенствовали с использованием наработок по последним проектам ОБТ. В остальном «Пума» была максимально похожа на предыдущие разработки. Вновь использовались бронированная рубка для защиты экипажа, пулеметные установки, разные средства защиты и т.д.

«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси
«Накпадон-Пилон» с открытым носовым люком. Фото Bukvoed.livejournal.com

Для решения инженерных задач «Пума» может использовать дополнительное оснащение разных типов. Используются средства РЭБ для подавления каналов управления или подрыва мин, навесные тралы и система дистанционного разминирования «Карпет» со специальными боеприпасами объемного взрыва.

Специально для инженерных частей специального назначения был разработан вариант существующей бронемашины под названием «Накпадон-Пилон». От базового образца такой БТР отличается конструкцией лобового бронирования. Правая часть лба перед местом водителя осталась прежней, тогда как левая стала крупной поднимаемой створкой люка. При помощи такого люка экипаж получает более удобный доступ к объектам перед машиной, что упрощает решение инженерных задач.

Специальные образцы

Шасси с танковым бронированием может использоваться в качестве носителя того или иного оборудования для решения особых задач. Интересным примером такого подхода является разведывательная машина «Нагмапоп». Одним из главных ее элементов является оптико-электронный комплекс IAI POP, что отражено в названии.

На крыше бронемашины этого типа монтируется телескопическая мачта с целевой аппаратурой. При помощи мачты на высоту не менее 25-30 м поднимаются блок оптико-электронной аппаратуры POP или РЛС «Кешет». Внутри защищенного отсека находятся приборы управления таким оборудованием. Расчет машины «Нагмапоп» выполняет наблюдение за окружающим пространством и должен выдавать данные о найденных целях. Дальность действия комплекса на открытом пространстве – десятки километров.

«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси
ИРМ «Пума». Фото Wikimedia Commons

По разным данным, серийные образцы «Нагмапоп» появились в начале двухтысячных годов. Ввиду особой роли такая техника не требовалась в больших количествах. Вероятно, было построено всего несколько машин, затем распределенных между разными частями АОИ.

Экономичный подход

АОИ получила первые танки «Центурион» / «Шот» в самом конце пятидесятых годов. Последняя партия британской техники поступила в 1973 г. Всего было получено ок. 1100 бронемашин в исходной конфигурации. Танкам пришлось участвовать во всех основных конфликтах того времени; их противниками были преимущественно бронемашины советского производства.

К началу восьмидесятых годов танки «Шот» всех основных модификаций успели морально устареть. Эта проблема решалась путем ремонта и модернизации, но в отдаленной перспективе от такой техники пришлось бы отказаться. Именно тогда появилась идея о перестройке танков в технику других классов – прежде всего, в тяжелые БТР.

«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси
Разведывательная машина «Нагмапоп». Рисунок из каталога деталей, АОИ

В новой роли устаревшее шасси показало себя самым лучшим образом. Защита «Центуриона» была недостаточной при борьбе с танками, но позволяла резко повысить безопасность пехоты. Кроме того, появилась возможность сэкономить на закупках полностью новой техники.

Используя такой подход, с начала восьмидесятых годов Израиль создал целый ряд бронемашин разного назначения. Сначала БТР и другие машины строились на основе танка «Шот», почти одновременно с ними появилась техника на базе трофейных Т-55. В прошлом десятилетии базой для схожих образцов стали современные танки израильского производства.

По разным данным, сейчас в парке АОИ присутствует несколько сотен тяжелых бронетранспортеров и схожих машин иных типов. В конце прошлого десятилетия на вооружение поступил новый БТР «Намер», построенный на шасси танка «Меркава». За счет серийного производства он вскоре стал основным образцом своего класса в армии. Тем не менее, эксплуатация более старых машин на базе «Шота» пока продолжается. По-видимому, их будут использовать вплоть до окончательной выработки ресурса.

topwar.ru