Танк является универсальной боевой машиной поля боя и предназначен для ведения как самостоятельных действий по развитию прорывов обороны противника, операций по оперативному и стратегическому окружению и разгрому войсковых группировок противника и действий в его тылах, так и для использования в роли средства огневой поддержки пехоты, разрушения объектов военной инфраструктуры, подавления танков, бронированных целей, противотанковых средств и узлов обороны противника. Борьба с танками и хорошо укрепленными долговременными опорными точками противника возлагается не на танки, а на противотанковые средства артиллерии, РСЗО и авиации.
Набор целей для танка весьма широк и для их поражения в качестве основного вооружения используется пушка с широким набором боеприпасов, которая в основном и определяют огневую мощь танка. Основными характеристиками танка являются огневая мощь, защищенность и подвижность, и при создании машины это всегда поиск компромисса между ними, поскольку усиление одних, как правило, ведет к снижению других.
С развитием техники, технологий и опыта применения танков в реальных военных конфликтах на современном этапе характеризовать танк только огневой мощью, защищенностью и подвижностью уже недостаточно. Одной из значимых характеристик становится управляемость танка в составе соответствующего уровня войскового управления.
Танк как самостоятельная боевая единица, кроме исключительных случаев, практически не применятся. Как боевая единица он используется в группе тактического звена (взвод, рота батальон) или на более высоких уровнях войскового управления, в которые должен быть интегрирован командир соответствующего тактического звена. То есть танк должен обладать возможностью выполнять поставленную задачу в составе сил, принимающих участие в конкретной операции не как отдельная единица, а как часть боевых средств поля боя, связанных между собой в единое целое.
Рассмотрим, какое сочетание основных характеристик танка может быть наиболее приемлемым.
Огневая мощь
В качестве основного вооружения танка используется пушка. Для советских и российских танков — это 125-мм пушка, для большинства танков Запада — 120-мм. Конечно, естественное стремление иметь на танке пушку с более высоким калибром и в этом направлении проводились, и ведутся работы по установке в танк 152-мм пушек. Насколько это оправданно и насколько важно для танка увеличение его огневой мощи за счет более мощного калибра пушки?
Для танковой пушки используется четыре вида боеприпасов: БПС, ОФС, КМС и ТУРС. При этом для каждого вида боеприпаса требования принципиально отличаются. Для БПС требуется максимальная начальная скорость снаряда, для ОФС, КМС и ТУРС более существенным является масса активного вещества и поражающих элементов в снаряде, то есть калибр пушки.
Кинетическая энергия снаряда определяется его массой (калибром) и начальной скоростью, при этом второй параметр куда более существенный, он рассчитывается исходя из квадрата скорости. То есть для достижения большей эффективности целесообразно повышать не столько массу (калибр), сколько увеличивать скорость снаряда.
Конечно, калибр влияет и на скорость (больше масса заряда), но для этого есть и другие более эффективные способы повышения скорости (качество и состав пороха, конструкция пушки и снаряда, другие физические принципы разгона снаряда в канале ствола пушки), позволяющие существенно увеличить скорость БПС без снижения других основных характеристик танка. К тому же бронепробиваемость может увеличиваться также и за счет использования более совершенных материалов сердечника БПС.
Поэтому в зависимости от задач, которые ставятся перед танком по уничтожению бронированных или не бронированных целей, и надо искать компромисс по путям повышения огневой мощи танка. На сегодня все виды боеприпасов для 125-мм танковой пушки вполне справляются с уничтожением целей на поле боя. К тому же постоянно повышаются характеристики боеприпасов, совершенствуется пушка и растет ее дульная энергия и огневая мощь танка растет при существующем калибре пушки.
Конечно, 152-мм пушка более эффективнее 125-мм, но повышение огневой мощи таким способом приводит к существенному увеличению забронированного объема, массы танка, усложнению конструкции автомата заряжания и снижению его надежности, увеличению нагрузок на силовую установку и ходовую часть. Все это ведет к снижению подвижности танка, одной из его основных характеристик.
Например, в процессе разработки последнего советского танка «Боксер» установка 152-мм пушки привела к усложнению конструкции автомата заряжания и снижению его надежности, а также к серьезному увеличению массы танка. Она стала превышать 50 тонн, и в конструкции ходовой части и защите пришлось использовать титан, усложнивший процесс производства танка.
В связи с этим увеличение огневой мощи танка за счет установки 152-мм пушки далеко не всегда оправдано. Целесообразно рассматривать иные методы повышения огневой мощи. Например, в середине 80-х в КБ приборостроения Шипунов демонстрировал нам результаты работ по ОКР «Веер», в рамках которой разрабатывался наземный противотанковый ракетный комплекс на базе ракеты с лазерным наведением и бронебойным сердечником, разгоняемой до гиперзвуковой скорости. Ракета представляла собой «лом» диаметром примерно 40 мм и длиной около 1,5 метра. В хвосте ракеты устанавливался мощный двигатель, разгонявший ее до гиперзвуковой скорости. Этот комплекс в то время не дошел до армии, но технологии усиленно развиваются и на современном уровне возможна реализация идей, которые тогда не удалось довести до конца.
Следует также отметить, что по бронепробиваемости ТУРС практически сравнялся с БПС, а они не так критичны к калибру пушки. Тем более разрабатываются ТУРС с ГСН, работающие по принципу «выстрелил-забыл», которые по совокупности параметров значительно эффективнее БПС.
Защищенность
Увеличение защищенности танка за счет бронезащиты также подходит к своему насыщению, при этом усиленно развиваются другие способы защиты, такие как динамическая, активная, оптико –электронного и радиоэлектронного противодействия, не требующие серьезного увеличения массы танка. Также ведется разработка новых керамических и полимерных материалов по стойкости близких к броне.
Возрождаются и разработки систем электромагнитной и электродинамической защиты танка с использованием электрического импульса для защиты от кумулятивной струи и сердечника БПС, которые были начаты во ВНИИ Стали еще в начале 80-х, но тогда не доведенные до практической реализации из-за отсутствия накопителей энергии приемлемых габаритов. Бурное развитие технологий по этим элементам, по всей видимости, позволит в ближайшей перспективе реализовать на танках эти виды защиты.
Повышение защищенности танка за счет использования классической брони вряд ли оправдано, поскольку ведет к запредельному увеличению массы танка и невозможности использовать его не только в боевых условиях, но и при транспортировке из-за отсутствия необходимых транспортных коммуникаций, мостов и эстакад, а также сложностей при транспортировке железнодорожным транспортом.
По всей видимости, масса танка должна быть порядка 50 тонн, что позволяет обеспечить достаточно высокий уровень его основных характеристик.
Подвижность
Подвижность танка, определяемая силовой установкой и гусеничным движителем, принципиальных изменений на новом поколении танков не претерпевает. Ничего нового и реально реализуемого не предложено. Силовая установка на базе дизельного двигателя или ГТД остаются неизменны. Повышается их мощность и совершенствуются элементы гусеничной ходовой части, которые обеспечивают хорошую подвижность танку. Всякие экзотические движители (шагающие, ползающие, колесные и т.п.) на танке не прижились.
Тем не менее, наверное, следует рассмотреть возможную комбинацию гусеничного и шнекового движителей, последний использовался в ходовой поисковой машины космонавтов «Синяя птица», разработанной еще в далеком 1966 году и обеспечивающий машине очень высокую проходимость по пересеченной и труднопроходимой местности. В результате таких экспериментов могут быть предложены новые подходы в конструкции ходовой, повышающие подвижность танка по труднопроходимой местности.
Поисковая машина космонавтов "Синяя птица
"
Управляемость танка
В рамках современной концепции «сетецентрической войны» и сетецентрического ведения боя танк должен быть интегрирован в единую систему управления боем, обеспечивающей увязку в единое целое всех видов войск, принимающих участие в конкретной операции. Система должна обеспечивать координацию действий и управление мотострелковых, танковых, артиллерийских подразделений, вертолетов и авиации огневой поддержки, БПЛА, средств ПВО, обеспечивающих и ремонтно-эвакуационных сил. Для включения танка в сетецентричную систему он должен быть оборудован необходимыми системами.
Все боевые единицы, принимающие участие в операции, в том числе и танки, должны в реальном режиме времени автоматически определять и отображать картографическую информацию о своем местоположении, об обнаруженных и полученных от вышестоящих командиров целях, обмениваться по закрытым каналам связи информацией о местоположении боевых единиц, техническом состоянии и обеспеченности боеприпасами, состоянии противника на оперативную глубину, обнаруженных самостоятельно или по полученным разведданным наземных и воздушных целях и узлах обороны противника, определять их координаты и передавать на соответствующий уровень управления, а также формировать команды на подчиненные объекты управления. Командиры должны быть способны управлять огнем и маневром подразделения в реальном времени, осуществлять целеуказание и целераспределение в подчиненных подразделениях и корректировать их огонь.
Все это может быть реализовано с помощью цифровой информационно-управляющей системы, объединяющей все приборы и системы танка в единую интегрированную систему танка и все боевые единицы в единую систему управления боем. Такая сетецентрическая система управления позволяет оптимизировать боевые действия и в режиме реального времени наблюдать, оценивать обстановку и управлять выполнением поставленной задачи каждому командиру соответствующего уровня управления. Танки в рамках этой системы получают принципиально новое качество управления и их эффективность резко возрастает.
В этой системе каждый танк уже оборудован всеми необходимыми элементами для дистанционного управления и ведения огня из танка, а также использования его в качестве роботизированного танка, управляемого дистанционно.
В современных условиях без внедрения сетецентричных систем успешное ведение боевых действий будет весьма проблематично. Такие системы давно уже разрабатываются и внедряются. На танках стран НАТО, таких, как «Абрамс» и «Леклерк», уже устанавливается второе поколение ТИУС, на российских танках отдельные элементы ТИУС используются только на танке «Армата».
Оснастить существующее поколение российских танков танковой информационо-управляющей системой возможно, но при этом от танка останутся только корпус и башня, силовая установка и вооружение. Вся аппаратура, прицельные комплексы и СУО подлежат замене и установке нового поколения приборов и систем. Узлы и агрегаты танка подлежат доработке под возможность дистанционного управления с помощью электронных систем. Фактически это будут уже новые танки, которые возможно интегрировать в сетецентрическую систему управления боем.
В связи с этим переоснащать всю армию новым поколением танков «Армата» нецелесообразно и нереально. Должна быть программа глубокой модернизации существующего поколения танков, способных вписаться в сетецентрическую систему наравне в новым поколением танков и обеспечить их совместное эффективное применение в боевой ситуации.
При оценке танков по их основным характеристикам (огневой мощи, защищенности и подвижности) в современных условиях ведения сетецентрической войны необходимо оценивать танки также и с точки зрения их управляемости в рамках единой системы управления боем и возможности интегрироваться в такую систему.