Режим секретности, характерный для передовых военных разработок, может приводить к самым интересным последствиям. Не имея доступа к секретным данным, специалисты и любители могут включать фантазию и даже устраивать настоящие мистификации. Примером этого может быть знаменитый советский малозаметный самолет МиГ-37Б, якобы созданный в конце восьмидесятых годов.
Самолеты МиГ-37Б в представлении художника. Рисунок Cont.ws
Тайная история
В восьмидесятые годы одной из главных тем в области военной авиации было сокращение заметности для средств обнаружения противника. Ожидалось появление первых стелс-самолетов, которые, как ожидалось, могли бы коренным образом изменить облик ВВС ведущих стран. В США циркулировали слухи о собственных проектах в сфере стелс-технологий, а также обсуждалась возможность появления таких наработок у третьих стран.
Главным героем слухов и обсуждений тогда был гипотетический малозаметный самолет F-19 американской разработки. В дальнейшем выяснилось, что реальный малозаметный тактический самолет носил название F-117. Технические подробности проекта не разглашались, что стало хорошей почвой для спекуляций.
В 1986 г. американская компания Testors выпустила сборную масштабную модель истребителя F-19. Это изделие отражало исключительно взгляды дизайнеров фирмы и не имело никакого отношения к реальным разработкам. В то же время, миниатюрный самолет выглядел необычно и отличался футуризмом. Модель появилась в нужное время и получила заслуженную популярность. Вскоре F-19 стал едва ли не самым коммерчески успешным продуктом «Тесторс» за всю историю.
Коробка модели от фирмы Testors. Фото Cybermodeler.com
Параллельно пресса и общественности обсуждали возможность появления стелс-самолетов у вероятного противника. Дефицит реальной информации из СССР ничуть не мешал подобным процессам, а в некоторых случаях даже способствовал их развитию.
В 1987 г. дизайнеры Testors принялись за разработку нового стелс-самолета, на этот раз «советского». Ознакомившись с реальными образцами, утечками данных, оценками и даже художественными фильмами, они придумали истребитель под названием МиГ-37Б и самовольно присвоили ему код НАТО Ferret E. Новый продукт сопроводили рассказом о работах советской промышленности, данных разведки и характеристиках ранее неизвестной машины.
Согласно той легенде, МиГ-37Б являлся прямым соперником американского F-19. Утверждалось, что в советском проекте приняты все меры по сокращению радиолокационной и инфракрасной заметности, а также использовано современное оборудование РЭБ, что затрудняет обнаружение самолета. По табличным летно-техническим характеристикам МиГ-37Б немного проигрывал главному сопернику, но опережал его в маневренности.
Детали модели. Фото Cybermodeler.com
Изначально сборные модели МиГ-37Б производились только на американской фабрике Testors. Вскоре их выпуск был налажен итальянской фирмой Italeri. Неизвестный самолет СССР заинтересовал покупателей и обеспечил производителям солидную прибыль.
Позже появлялись «перепаковки» от некоторых других компаний, в том числе российских. Несмотря на солидный возраст, модель секретного советского стелс-истребителя до сих пор пользуется популярностью. Кроме того, «мистификации» от Testors вдохновили другие компании на «разработку» собственной сверхсекретной и неизвестной авиационной техники.
Следует отметить, что легенда от «Тесторс» оказалась крайне удачной и живучей. Реальная история МиГ-37Б давно раскрыта и хорошо известна, но до сих пор встречается масса публикаций, в которых этот самолет выдают за настоящую советскую разработку. Мало того, в некоторых даже утверждается, что США смогли раздобыть документацию по советскому самолету и использовали ее в своей программе ATF. Впрочем, никогда не существовавший проект F-19 тоже до сих пор порождает нездоровые сенсации.
Облик грядущего
Дизайнеры из Testors утверждали, что в основе их МиГ-37Б лежали доступные данные о перспективных советских разработках и общие соображения на тему стелс-технологий. Также их вдохновлял знаменитый вымышленный самолет МиГ-31 из кинофильма «Огненный лис». Результатом этого стал истребитель необычного вида с рядом интересных особенностей.
Упаковка модели от Italeri. Фото Scalemates.com
Моделистам предлагался самолет интегральной компоновки с выраженным плоским днищем, развитыми наплывами носовой части и трапециевидным крылом. Хвостовое оперение выполнили в виде разваленных стреловидных плоскостей. «Для сокращения заметности» конструкция преимущественно состояла из прямолинейных панелей, собранных под разными углами. Изогнутые детали присутствовали в минимальном количестве.
В носовой части фюзеляжа поместили одноместную кабину с крупным фонарем. Утверждалось, что пилот защищен бронированием.
Крыло с выраженным отрицательным «V» имело стандартный набор механизации в виде пары отклоняемых элементов на каждой плоскости. Наклоненные кили оснащались рулями. На продолжении днища под оперением имелась плоскость-руль высоты. Сверху на фюзеляже предусмотрели два воздушных тормоза.
Вымышленный самолет получил силовую установку с двумя турбореактивными двигателями. Для защиты от облучения снизу воздухозаборники поместили над наплывами крыла. Особый интерес представляет сопловой аппарат, выполненный в виде крупной щели, размещенной над отклоняемой плоскостью. По-видимому, авторы пытались сымитировать средства охлаждения газовой струи, а также закрыть сопло от облучения наземными РЛС.
Оригинальная модель от «Тестор» в сборе. Фото Fantastic-plastic.com
МиГ-37Б имел встроенную 30-мм пушку и восемь точек подвески. Четыре располагались под крылом, прочие – в двух внутренних грузоотсеках, находившихся на продольной оси фюзеляжа. Перед передним отсеком имелась ниша носовой стойки шасси, позади него – ниши основных стоек и второй отсек. Утверждалось, что истребитель может нести все современные вооружения для борьбы с самолетами и наземными целями.
«По данным разведки», истребитель имел длину около 13,5 м и крыло размахом 10,2 м. Взлетная масса превышала 16 т. Самолет мог развивать скорость порядка М=5 и отличался высокой маневренностью.
Потенциал выдумки
Модель несуществующего самолета МиГ-37Б довольно интересна, а кроме того, показывает, какие взгляды на стелс-технологии существовали в середине восьмидесятых годов. Располагая современными знаниями, можно определить, какие особенности выдуманного истребителя были бы реалистичными и полезными, а от каких конструкторам пришлось бы отказаться.
Вид сзади, заметен характерный сопловой аппарат. Фото Alternathistory.com
Прежде всего, нужно рассмотреть обводы истребителя. Действительно, угловатые формы стелс-самолетов позволяли рассеивать излучение РЛС и снижать заметность. Однако они портили летно-технические характеристики, из-за чего в дальнейшем от них отказались. Современная малозаметная авиационная техника отличается более плавными обводами – и меньшей заметностью.
Интересны взгляды дизайнеров на конструкцию силовой установки. Воздухозаборник над крылом, прикрытый от излучения, действительно использовался в разных советских и зарубежных проектах. Также проводились исследования по совершенствованию соплового аппарата. Плоское сопло особой конструкции позволяло как сократить излучение, так и обеспечить управление вектором тяги. Впрочем, реальные проекты такого рода, доведенные до производства и эксплуатации, выглядят не так смело, как МиГ-37Б.
Размещение вооружений во внутреннем грузоотсеке дает очевидные преимущества. Как следствие, такие отсеки имеют и вымышленный МиГ-37Б, и реальные стелс-самолеты. Также авторы угадали с курсом на совершенствование радиоэлектронного оборудования.
Днище самолета. Открыт передний грузоотсек. Фото Alternathistory.com
Авторы Ferret E явно переоценили способности мировой промышленности, указав скорость полета М=5. Даже через 30 лет после появления их «разработки» реальные боевые самолеты не приближаются даже к М=3. Преимущества подобных скоростей попросту не оправдывают сложность их достижения.
В целом предложенный облик перспективного советского самолета достаточно интересен и имеет реалистичные черты. Другие его особенности оказались нереальными или морально устаревшими вскоре после появления. Особую пикантность истребителю придавала история его появления.
Модель без прототипа
Бурное развитие авиации в прошлом приводило не только к разработке принципиально новых образцов техники, но и к появлению слухов и мистификаций. Интерес публики к этой теме подстегивал СМИ, издательства и производителей моделей к особым шагам. В середине восьмидесятых это привело к появлению моделей F-19 и МиГ-37Б, не имевших реального прототипа.
Если бы истребитель МиГ-37Б действительно существовал, он представлял бы большой технический интерес. Кроме того, он обязательно привлек бы внимание моделистов и производителей моделей. Впрочем, как оказалось, отсутствие реального образца вовсе не мешает выпуску новых моделей и не уменьшает интерес публики.