Взгляд сквозь землю
Геопространственная информация для армии в настоящее время приобретает все большую актуальность. Во всех странах оборонные ведомства понимают, что оперативное предоставление войскам описания местности и геодезических параметров может решить исход противостояния. Для сбора, анализа и передачи войскам подобной информации в США с 1996 года создано Национальное агентство геопространственной разведки (National Geospatial-Intelligence Agency, NGA), штаб-квартира которой располагается в Спрингфилде, штат Вирджиния. Новая структура пришла на смену Национальному агентству изображений и картографии (NIMA). Круг основных задач структуры очень хорошо иллюстрирует девиз конторы: «Изучи землю… Покажи путь… Познай мир...».
Эмблема NGA
Специалисты из Спрингфилда изучают не только структуру поверхности и околоземного пространства, но проводят активную подповерхностную разведку. В настоящее время руководителем службы является Роберт Кардилло, абсолютно гражданский человек, получивший ученую степень по искусству в Корнеллском университете. По имеющимся данным, Кардилло оказался неплохим аналитиком данных видовой разведки в NIMA, что позволило ему заметно продвинуться по службе. Кардилло подчиняется непосредственно заместителю министра обороны США по разведке и директору национальной разведки.
Предшественница Национального агентства геопространственной разведки — упраздненное Национальное агентство изображений и картографии (NIMA)
Служба NGA имеет статус стратегического агентства и является одним компонентом большого разведывательного пула США, в который входит не менее 17 ведомств различного уровня. В частности, задачи NGA во многом перекликаются с функционалом Национального управления военно-космической разведки США и, частично, с самим ЦРУ.
Ежегодного на основании разведывательной и аналитической работы NGA для нужд Министерства обороны США создается более 35 млн. карт в печатном и цифровом исполнении. Для работы «в поле» созданы центры геопространственной разведки, которые снабжают центр необходимой информацией. Кроме этого, такие центры, расположенные на объектах военного присутствия США по всему миру, координируют связь войскового командования с головным офисом NGA, а также составляет трёхмерные карты местности. Каждый такой центр «боевых геологов и картографов» состоит в среднем из 30 специалистов.
Бывший министр обороны Джимм Мэттис (в центре) с директором Национального агентства геопространственной разведки Робертом Кардилло (справа) и заместителем директора Сьюзен Гордон (слева). Фото датируется 2 августа 2017 года. Штаб-квартира агентства в Спрингфилде, штат Вирджиния
Штаб-квартира NGI напоминает гипермаркет
Конфликт в Сирии стал для NGA неплохим полигоном для обкатки новинки – систем подповерхностного зондирования. Эта техника изначально предполагалась для использования на американо-мексиканской границе для обнаружения подземных тоннелей для наркотрафика и нелегальной миграции. Но и в Сирии боевики очень успешно использовали вырытые многокилометровые ходы как для организации атак и отступлений, хранения техники и боеприпасов, так и для подрыва особо важных объектов противника. Выявление таких кротовых нор стало одной из главных задач центров гепространственной разведки США в Сирии. Дистанционное подповерхностное зондирование также позволило в 2017 году американцам заявить, что под авиабазой Шайрат вырыты подземные хранилища для химического оружия.
Оружие и связи NGA
В тактическом разведывательном звене специалисты NGA применяют тяжелый миноискатель Husky Visor 2500, оснащенный четырьмя радиолокаторами (Ground Penetrating Radar), способными зондировать подповерхностный слой на глубину до 1,8 метра. Кроме того, что машина обнаруживает, маркирует и обезвреживает мины, она способна создавать трехмерную картину подземного мира, выделяя подозрительные пустоты. Visor 2500 активно используется странами НАТО, в частности, Испания закупила партию машин для работы в Афганистане. Также заинтересована в покупке колесных радаров и Турция, которая планирует использовать машины в сирийском конфликте.
Husky Visor 2500
Но Husky Visor 2500 это большая и громоздкая машина, не способная, к примеру, работать на узких улочках. К тому же, её нередко привлекают к основной работе – поиску мин. Непосредственно для обнаружения подземных тоннелей Центром исследований и разработок инженерных войск армии США из Виксбурга, штат Миссисипи, разработан компактный подповерхностный радар R2TD (Rapid Reaction Tunnel Detection). Его можно использовать как в носимом варианте, так и устанавливать на легкую технику. У аппарата несколько датчиков, позволяющих не только сканировать радаром толщу земли, но и определять акустические волны, источники тепла и сейсмическую активность. Кроме этого, R2TD «видит» подземные линии электропередач и различные коммуникационные магистрали. В открытой печати до сих нет тактико-технических характеристик компактного георадара, хотя в армии он используется с 2014 года. Указывается лишь, что производитель регулярно обновляет софт прибора, так как террористические организации постоянно изменяют и конфигурации тоннелей, и способы прокладки. Прежде всего, американцы оснастили подобной техникой места дислокации своих войск в Афганистане и Сирии. У них богатая и полная крови история борьбы с подземными воинами, начавшаяся еще со Вьетнама. В этой связи многие военные лагеря американце окружены пассивными грунтовыми линейными датчиками, предупреждающими о подозрительной сейсмической активности. В армии США появился даже целый класс новых специалистов «подземных охотников». Наверняка, в ближайшем будущем увидим о них очередной патриотический фильм.
Подповерхностный радар R2TD
Для целей видовой разведки NGI приспособили современный комплекс BuckEye, оснащенный, помимо оптического канала, лазерным радаром или лидаром модели LIDAR Optech ALTM 3100. Этот уникальный геодезический комплекс может размещаться как на БПЛА, так и на вертолетах, обеспечивая военных детальной трехмерной картой с разрешением 3 см. Подобные устройства уже несколько лет испытываются и даже серийно производятся автомобильными концернами для систем автопилотирования. Лидары чрезвычайно дороги, но на выходе дают отличную картинку. Правда, достаточно сильно зависят от погодных условия, поэтому нередко дублируются радиолокационным каналом наблюдения. Американцы с помощью BuckEye уже «отсняли» приличную часть территории Афганистана, Сирии и Ирака.
На фото трехмерная карта иракского города Самарра, полученная с помощью комплекса BuckEye
Фото Кабула с БПЛА, оснащенного BuckEye
Американцы активно пользуются дорогой разведывательной техникой — в общей сложности с 2007 года в интересах армии США собраны точные трехмерные карты территории общей площадью более 300 тыс. кв. километров. Только в Афганистане работало не менее пяти летательных аппаратов с BuckEye. В планах на модернизацию установка чувствительного инфракрасного датчика для точного позиционирования техники и живой силы противника.
Одним из важнейших направлений работы NGI является расширение контролируемой области земного шара за счет привлечение стран-партнеров. Так, с 1956 года функционирует организация Five Eyes (FVEY), в которую входят разведывательные службы пяти стран – США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Канады. Это некая глобальная спецслужба, которую Сноуден охарактеризовал как «наднациональную разведывательную организацию, которая не подчиняется законам своих стран». Внутри FVEY, помимо прочего, обмениваются геодезическим данными, а также привлекают третьи страны к сотрудничеству. В итоге, вся информация, естественно, накапливается в аналитических центрах NGI и используется в интересах Министерства обороны США.