Через несколько дней открывается очередной авиасалон МАКС. В рамках этого мероприятия российская авиационная промышленность планирует показать несколько интереснейших новинок. Главной премьерой салона может стать перспективный истребитель пятого поколения Су-57 в экспортном исполнении. Как оказалось, такой вариант проекта уже готов и может предлагаться зарубежным заказчикам.
Истребители Су-57 в полете
Главные новости
О проекте Су-57Э и его скорой премьере 16 августа сообщила организация «Рособоронэкспорт», представляющая интересы оборонных предприятий на международном рынке. В официальном пресс-релизе организации анонсированы несколько показов современной авиационной техники, способной привлечь большое внимание специалистов и гостей салона.
Многоцелевой истребитель Су-57Э был разработан ПАО «Компания «Сухой», входящим в состав Объединенной авиастроительной корпорации. К настоящему времени самолет получил необходимую экспортную документацию, что позволяет предлагать его потенциальным заказчикам. По желанию зарубежных партнеров может быть организована презентация новой техники.
«Рособоронэкспорт» в своем сообщении привел основные сведения о самолете Су-57Э, но не стал вдаваться в подробности. Точный технический облик и отличия от базовой версии пока не раскрываются. Вероятно, это произойдет уже в ходе грядущего салона МАКС-2019.
Экспортная история
Проект Су-57Э ставит точку в затянувшейся истории с созданием экспортной версии российского самолета ПАК-ФА / Т-50. Это уже вторая попытка адаптации исходного проекта к требованиям продажи за рубеж, и на этот раз имеются серьезные успехи. Экспортный самолет, как минимум, готов к демонстрации потенциальным покупателям.
Напомним, еще в 2008 г. российская ОАК и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited договорились о совместной разработке экспортной версии Т-50 под названием FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Предполагалось, что самолеты FGFA в будущем поступят на вооружение ВВС Индии, а также будут продаваться третьим странам. Последующие совместные работы неоднократно сталкивались с проблемами организационного и иного характера. Весной 2018 г. индийская сторона решила выйти из проекта.
По всей видимости, отказ Индии от сотрудничества не оказал фатального влияния на программу в целом. Компания «Сухой» продолжила работы, результатом которых стал экспортный вариант истребителя в виде нынешнего Су-57Э. Теперь Россия может предлагать эту технику зарубежным странам и зарабатывать на ней – в отличие от Индии.
Выход на рынок
Технические особенности экспортной версии Су-57 пока не уточнялись, что не позволяет делать некоторые выводы. В то же время, уже можно попытаться спрогнозировать последствия появления Су-57Э, а также предугадать его коммерческий потенциал и влияние на международный рынок боевых самолетов.
Премьера Су-57Э не останется незамеченной. Истребители пятого поколения неизменно привлекают внимание специалистов и любителей авиации, и появление любой новой машины или модификации становится настоящим событием. Экспортный вариант Су-57 вряд ли станет исключением.
Также необходимо отметить тот факт, что речь идет не просто о новом истребителе, но о машине, предназначенной для продажи третьим странам. На данный момент на международном рынке присутствует только один истребитель пятого поколения – американский Lockheed Martin F-35 Lightning II. Появление второго самолета этого класса, доступного к заказу, можно считать важнейшим событием на рынке авиационной техники.
Китайское издание Sohu интересным образом прокомментировало наметившуюся ситуацию. Оно отмечает, что F-35 фактически монополизировал международный рынок истребителей нового поколения. Появление Су-57Э разрушит такую монополию. «Лайтнинг» больше не будет единственным в своем роде истребителем, доступным для третьих стран.
Очередь за самолетами
Какие страны проявят реальный интерес к Су-57Э и пожелают купить такие истребители – большой вопрос. Однако есть несколько характерных факторов, позволяющих представить круг потенциальных заказчиков. Любопытно, что эти факторы связаны как с деятельностью российской авиационной промышленности, так и с работой зарубежных конкурентов.
Су-57Э создан фирмой «Сухой», занимающей прочное положение на рынке боевых самолетов. Сотни истребителей и бомбардировщиков марки «Су» эксплуатируются в десятках зарубежных стран по всему миру. Хорошая репутация такой техники и ее производителя, а также опыт ее успешной эксплуатации могут привести потенциального покупателя к реальному заказу на Су-57Э. Таким образом, по оптимистичным прогнозам, заказчиком Су-57Э рано или поздно может стать едва ли не любая страна, имеющая парк самолетов Су-27 или Су-30.
В последние годы неоднократно появлялись сообщения об интересе к Су-57 со стороны разных зарубежных стран. Упоминалась возможность подписания контрактов с развивающимися государствами Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.д. Остается нерешенным вопрос дальнейшего сотрудничества с Индией. Эта страна вышла из программы FGFA, но все еще сохраняет интерес к истребителям пятого поколения. Возможно, в ближайшем будущем индийские ВВС вернутся к идее приобретения экспортного Су-57.
Конкуренты и помощники
Пока единственным конкурентом для Су-57Э может считаться американский F-35. При этом США делают некоторые шаги, упрощающие продажу российской техники. Американская сторона отказывается поставлять современную технику в целый ряд «неблагонадежных» или враждебно настроенных стран. Этими действиями их подталкивают к закупке военной техники других государств. Россия может воспользоваться этим обстоятельством и предложить свои самолеты или иную технику. Возможно, такие события внесут свой вклад в общий портфель заказов на Су-57Э.
F-35 — пока единственные истребители пятого поколения на международном рынке
Уже упомянутое издание Sohu приводит пример возможной реализации такой схемы. Венесуэла враждует с США и терпит последствия их деятельности. В прошлом она приобрела у России истребители Су-30, а в будущем, по мере улучшения экономической ситуации, может закупить Су-57Э. Такая техника станет хорошим инструментом для противодействия американской агрессии.
Грамотное использование противоречий между третьими странами для продвижения своих самолетов может дать России известные выгоды. Стоит отметить, что подобные методы уже использовались нашей промышленностью. В прошлом именно угроза со стороны некоторых государств поспособствовала росту продаж российских систем противовоздушной обороны.
Накануне премьеры
Сейчас российская авиационная промышленность готовит полномасштабное серийное производство истребителей Су-57 для своих нужд. Буквально через несколько дней ОАК и «Сухой» покажут первый самолет модификации Су-57Э для зарубежных заказчиков. Таким образом, работы по программе ПАК-ФА успешно продолжаются и приводят к новым положительным результатам.
Планы российских ВКС в отношении Су-57 уже известны и будут выполнены в течение нескольких лет. Точные перспективы экспортного Су-57Э пока остаются неизвестными, но есть все основания для положительных прогнозов. Подобная техника по ряду причин будет интересна зарубежным заказчикам и должна стать предметом новых контрактов.
В целом складывается весьма интересная ситуация. Полные тактико-технические характеристики и весь список возможностей Су-57Э пока не опубликованы, что не позволяет оценить технические особенности проекта. При всем этом, доступные данные о планах по экспорту позволяют делать далеко идущие и весьма реалистичные прогнозы.
Первый показ истребителя Су-57Э состоится уже на следующей неделе, и тогда же должна быть раскрыта основная техническая информация. Премьера самолета станет поводом для различных громких заявлений, в том числе со стороны потенциальных покупателей. Таким образом, еще до окончания грядущего авиасалона МАКС-2019 нас ждут весьма интересные новости о контрактах нашей промышленности и о будущем рынка истребителей.