2019 и 2020 годы: новые достижения в строительстве подводного флота

Российские судостроительные предприятия продолжают выполнение имеющихся заказов и обеспечивают перевооружение военно-морского флота, в т.ч. его подводных сил. За последние годы в строй вошло большое количество подлодок, и в обозримом будущем доля новых кораблей только увеличится. За оставшиеся месяцы 2019 г. и в следующем 2020-м промышленность должна будет передать ВМФ восемь новых подлодок всех основных классов и типов.

2019 и 2020 годы: новые достижения в строительстве подводного флота
РПКСН «Князь Владимир» на испытаниях. Фото Wikimedia Commons

До конца года

До конца 2019 г. осталось чуть более четырех месяцев. За это время судостроители планируют завершить испытания двух подлодок и передать их заказчику в лице флота. К сожалению, на разных этапах строительства и испытаний возникают различные затруднения, вследствие чего приходится менять график работ. Из-за этого в текущем году удастся поставить в строй только две подлодки вместо трех, планировавшихся раньше.

В марте на заводе «Адмиралтейские верфи» состоялся спуск на воду дизель-электрической подлодки «Петропавловск-Камчатский» проекта 636.3 «Варшавянка». Этот корабль является первым в серии из шести лодок, предназначенных для Тихоокеанского флота. Весной утверждалось, что все работы будут завершены в этом году, и до начала 2020-го «Петропавловск-Камчатский» передадут флоту.

В начале лета предприятие «Севмаш» уточнило планы на подводный крейсер «Князь Владимир» – головной корабль обновленного проекта 955А «Борей». С конца 2017 г. он находится на испытаниях, которые планируется завершить уже в этом году. Сдача крейсера запланирована на конец года.

В прошлом году сообщалось, что в 2019-м флот получит ДЭПЛ «Кронштадт» пр. 677 «Лада». Недавно информагентство ТАСС со ссылкой на свои источники сообщило, что сдача этого корабля сдвинута на следующий год. Также в этом году не успеют завершить испытания АПЛ «Казань» пр. 885М «Ясень». Начало ее службы сместилось по времени.

Планы на 2020 год

В следующем году промышленности предстоит достроить, испытать и передать флоту сразу шесть подлодок. Четыре изначально присутствовали в планах на 2020 г., а две другие «перенесены» с предыдущего периода. За счет выполнения таких планов удастся не только обеспечить перевооружение флота, но и завершить выполнение текущей Госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 г.

2019 и 2020 годы: новые достижения в строительстве подводного флота
Многоцелевая АПЛ «Казань» перед спуском на воду. Фото Tvzvezda.ru

Согласно последним новостям, на следующий год запланирована сдача первой серийной АПЛ пр. 955А «Князь Олег». После подписания акта о приемке корабль с завода «Севмаш» отправится служить в составе Северного флота, где к тому времени будет уже два «Борея».

В следующем году «Севмаш» должен будет сдать еще две атомные подлодки – на этот раз проекта 885М. В первую очередь, это головной корабль проекта «Казань», работы по которой вышли из ранее установленного графика. Затем состоится сдача первого серийного «Ясень-М» – лодки «Новосибирск». Ранее сообщалось, что эти АПЛ предназначены для Северного и Тихоокеанского флотов.

Важнейшей новинкой следующего года станет специальная атомная подлодка «Белгород» пр. 09852. Весной 2019-го ее спустили на воду, сейчас ведутся швартовные испытания. Весной следующего года должны стартовать ходовые испытания, и через несколько месяцев «Белгород» начнет службу. Не позднее первых месяцев 2021 г. «Белгород» получит штатное вооружение и выйдет на боевое дежурство.

Неатомная составляющая подводных сил пополнится двумя кораблями. Первый – ДЭПЛ «Волхов» проекта «Варшавянка». Это будет вторая подлодка новой серии для Тихоокеанского флота. Пока ведется строительство, но в ближайшее время должен состояться спуск на воду с последующим началом испытаний.

С 2019 на 2020 г. перенесена сдача лодки «Кронштадт» пр. 677. С прошлого года эта подлодка находится на испытаниях, которые не удастся завершить в ближайшие месяцы. По известным данным, «Кронштадт» получил «обычную» дизель-электрическую энергоустановку. Воздухонезависимые энергоустановки будут использоваться на следующих подлодках проекта.

К началу 2021-го

За следующие месяцы текущего года российский военно-морской флот получит две новые подлодки – одну атомную и одну дизель-электрическую. В следующем году боевой состав пополнится еще шестью кораблями. Это будут четыре АПЛ трех проектов и две ДЭПЛ двух типов. Итого, в течение следующих 15-16 месяцев подводные силы пополнятся восемью новыми боевыми единицами всех основных классов и типов.

2019 и 2020 годы: новые достижения в строительстве подводного флота
ДЭПЛ «Петропавловск-Камчатский» — первая «Варшавянка» для ТОФ. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Согласно текущим планам, в следующем году судостроители установят новый рекорд. За год они сдадут шесть подлодок – последний раз такие темпы работ имели место почти 30 лет назад. Следует отметить, что такой рекорд для 2020 года обеспечат переносы из плана на 2019 г. Однако и при их отсутствии темпы строительства подлодок могут быть поводом для оптимизма. При выполнении всех имевшихся планов, в 2019 г. ВМФ получил бы три или четыре подлодки, и такое же количество поступило бы на службу в следующем 2020-м.

В реальности планы не удается выполнить в полной мере, и некоторые сроки приходится переносить вправо. Однако это не оказывает существенного влияния на развитие флота в целом, а кроме того, позволяет устанавливать новые рекорды.

Результаты двух лет

В настоящее время в составе ВМФ имеется около 60 подлодок всех классов. До конца следующего года флот получит восемь новых боевых единиц – значительное число на фоне общего количества субмарин. При этом речь идет о кораблях новых и современных проектов с серьезными преимуществами перед более старой техникой.

ВМФ уже успел получить и освоить три стратегических ракетоносца пр. 955 «Борей». В ближайшее время ему передадут два модернизированных корабля пр. 955А. Появление четвертой и пятой подлодок «Борей» известным образом скажется на морской компоненте стратегических ядерных сил.

Пока в составе флота имеется только одна многоцелевая АПЛ пр. 885 «Ясень». Вскоре к головному кораблю присоединятся два новых, построенных по улучшенному проекту 885М. Доля современных многоцелевых подлодок все еще остается небольшой, но с «Казани» и «Новосибирска» начнется постепенное изменение ситуации.

2019 и 2020 годы: новые достижения в строительстве подводного флота
ДЭПЛ «Кронштадт» перед спуском на воду. Фото Bmpd.livejournal.com

По известным данным, специальная АПЛ «Белгород» должна стать носителем автономного подводного аппарата «Посейдон». С ее помощью такие изделия будут достигать рубежей пуска перед атакой назначенных целей. Доступные данные о «Посейдоне» впечатляют, а также показывают необходимость лодки «Белгород».

Такие же надежды возлагаются на «Кронштадт». Работы по проекту 677 были связаны с различными проблемами, из-за чего к настоящему времени построено только две такие лодки, и лишь одна принята флотом. «Кронштадт» строят по упрощенному проекту с дизель-электрической энергоустановкой. Следующие корабли проекта должны будут получить перспективные воздухонезависимые системы.

Строительство ДЭПЛ пр. 636.3 является поводом для оптимизма. Несколько лет назад была построена серия из шести лодок для Черноморского флота. Вскоре после этого стартовало строительство ДЭПЛ для Тихоокеанского флота. Первая «тихоокеанская» лодка уже вышла на испытания, а вторая в ближайшие месяцы будет спущена на воду. Последние корабли серии планируется сдать не позднее 2022-25 гг. Новые «Варшавянки» сначала дополнят имеющиеся «Палтусы» флота, а затем, по мере их списания, станут заменой.

Повод для оптимизма

Во времена СССР наше судостроение могло ежегодно достраивать и передавать ВМФ до десятка подлодок всех классов, обеспечивая быстрое и качественное переоснащение подводных сил. В восьмидесятых и девяностых годах темпы строительства резко упали, и их восстановление продолжается до сих пор.

В следующем году промышленность сдаст шесть субмарин. Последний раз такие результаты работы имели место в начале девяностых – непосредственно перед известными катастрофическими событиями. В течение следующих десятилетий ежегодно сдавалось не более нескольких подлодок, а в некоторые годы подобные события вообще не происходили. Тем не менее, ситуация постепенно изменяется к лучшему. Ее пока нельзя назвать идеальной, но уже несколько лет наблюдается положительная динамика. Следующий 2020 год с его рекордом может стать важной вехой в современной истории наших подводных сил.

topwar.ru